федеральная инновационная площадка
5 февраля 2022 года МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 218" присвоен статус федеральной инновационной площадки по реализации инновационных проектов Федерального института современного образования АО «ЭЛТИ-КУДИЦ» по теме: «Модели реализации STEM-образования в практике работы дошкольных образовательных организаций и начальной школы».
Программа «STEM–образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» (далее – Программа) предназначена для использования в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, а также в организациях дополнительного образования. Программа позволяет включаться в ее освоение на любом этапе дошкольного и начального общего образования.
Модулями Программы являются:
1. Дидактическая система Ф. Фребеля
2. Экспериментирование с живой и неживой природой
3. LEGO-конструирование
4. Математическое развитие
5. Робототехника
6. Мультистудия «Я творю мир»
В процессе реализации проекта по инновационной деятельности «Разработка эффективных моделей реализации программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» для внедрения в образовательную практику ДОО», педагогическим коллективом была разработана модель под названием «STEM#НеКакУвсеХ».
Данная модель представляет собой «Неделюкрутыхпрактик», где каждый день недели имеет название определенной образовательной практики.
Модель «STEM#НеКакУвсеХ».
День недели |
Образовательная практика |
Неделякрутыхпрактик |
|
Понедельник |
Сказочный понедельник |
Вторник |
Безопасный вторник |
Среда |
Исследовательская среда |
Четверг |
Познавательный четверг |
Пятница |
Творческая пятница |
Образовательная практика «Сказочный понедельник» направлена на коммуникативное, речевое, творческое взаимодействие участников образовательного процесса (детей и педагогов), ознакомление дошкольников с литературным фольклором - сказками, формирование их осмысленного восприятия. Сюда входит как чтение сказочных произведений, так и их сочинение.
Образовательная практика «Безопасный вторник» направлена на формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Содержание данной практики включает в себя следующие направления: безопасность собственной жизни;бережём своё здоровье;безопасность на дорогах и улице;безопасный отдых на природе.
Образовательная практика «Исследовательская среда» направлена на развитие познавательной активности дошкольников, познании свойств предметов и явлений окружающего мира в совместной исследовательской деятельности детей и воспитателей (опыты, эксперименты) в уголке «мини-лаборатории» группы.
Образовательная практика «Познавательный четверг» направлена на развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности; формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного отношения к природе; формирование представлений о себе и ближайшем социальном окружении, культурно-исторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества, многообразии стран и народов мира; формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических фигурах, пространстве, времени, математических зависимостях и отношениях этих категорий, овладение логико-математическими способами их познания.
Образовательная практика «Творческая пятница» направлена на формирование художественных умений и навыков в разных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании, пении, игре на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях, словесном творчестве и другое); развитие и поддержку самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной и другое).
Реализуется модель «STEM#НеКакУвсеХ» в 2 двух возрастных группах дошкольной организации: в средней группе для детей 4-5 лет и в старшей группе для детей 5-6 лет.
Образовательная деятельность осуществляется во вторую половину дня, в групповых помещениях. Продолжительность её соответствует требованиям СанПин с обязательным выполнением физкультурных пауз и физкультурных минуток. Групповые помещения оснащены необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой работы.
В группе, для детей 4-5 лет, реализуются 2 образовательные практики – «Сказочный понедельник» и «Творческая пятница»
Для данного возраста тема каждой образовательной практики реализуется на протяжении всего месяца, т.е. – 4 занятия. Одна тема используется на две образовательные практики одновременно.
В старшей группе реализуется 3 образовательные практики – «Безопасный вторник», «Исследовательская среда» и «Познавательный четверг»
На каждую образовательную практику в старшей группе отводится 1 занятие – 1 раз в месяц.
Примерное перспективное планирование работы с детьми средней группы
Образовательная практика «Сказочный понедельник» и «Творческая пятница»
№ |
Месяц |
Образовательная практика |
Тема ОД |
Использование наборов и оборудования образовательных модулей ПМП «STEM- образование…» |
1 |
Ноябрь |
«Сказочный понедельник» |
Сказка «Колобок» |
Математическое развитие Мультистудия «Я творю мир» Дидактическая система Ф. Фребеля LEGO-конструирование Робототехника |
«Творческая пятница» |
||||
2 |
Декабрь |
«Сказочный понедельник» |
Сказка «Теремок» |
Математическое развитие Мультистудия «Я творю мир» Дидактическая система Ф. Фребеля LEGO-конструирование Робототехника |
«Творческая пятница» |
||||
3 |
Январь |
«Сказочный понедельник» |
Сказка «Ёлочка» |
Математическое развитие Мультистудия «Я творю мир» Дидактическая система Ф. Фребеля LEGO-конструирование Робототехника |
«Творческая пятница» |
||||
4 |
Февраль |
«Сказочный понедельник» |
Сказка «Три поросёнка» |
Математическое развитие Мультистудия «Я творю мир» Дидактическая система Ф. Фребеля LEGO-конструирование Робототехника |
«Творческая пятница» |
||||
5 |
Март |
«Сказочный понедельник» |
Сказка «Красная шапочка» |
Математическое развитие Мультистудия «Я творю мир» Дидактическая система Ф. Фребеля LEGO-конструирование Робототехника |
«Творческая пятница» |
||||
6 |
Апрель |
«Сказочный понедельник» |
Сказка «Волк и семеро козлят» |
Математическое развитие Мультистудия «Я творю мир» Дидактическая система Ф. Фребеля LEGO-конструирование Робототехника |
«Творческая пятница» |
||||
7 |
Май |
«Сказочный понедельник» |
Сказка «Волк и семеро козлят» |
Математическое развитие Мультистудия «Я творю мир» Дидактическая система Ф. Фребеля LEGO-конструирование Робототехника |
«Творческая пятница |
Примерное перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста
Образовательная практика «Безопасный вторник» (1 неделя месяца)
№ |
Месяц |
Тема ОД |
Использование наборов и оборудования образовательных модулей ПМП «STEM- образование…» |
1 |
Ноябрь |
«Советы Светофора» |
Математическое развитие Мультистудия «Я творю мир» Дидактическая система Ф. Фребеля LEGO-конструирование Робототехника |
2 |
Декабрь |
«Робот учит ПДД» |
Математическое развитие Мультистудия «Я творю мир» Дидактическая система Ф. Фребеля LEGO-конструирование Робототехника |
3 |
Январь |
«Знаток правил дорожного движения» |
Математическое развитие Мультистудия «Я творю мир» Дидактическая система Ф. Фребеля LEGO-конструирование Робототехника |
4 |
Февраль |
«Технознайки» |
Математическое развитие Мультистудия «Я творю мир» Дидактическая система Ф. Фребеля LEGO-конструирование Робототехника |
5 |
Март |
«Путешествие в зоопарк» |
Математическое развитие Мультистудия «Я творю мир» Дидактическая система Ф. Фребеля LEGO-конструирование Робототехника |
6 |
Апрель |
«Какой бывает транспорт?» |
Математическое развитие Мультистудия «Я творю мир» Дидактическая система Ф. Фребеля LEGO-конструирование Робототехника |
7 |
Май |
«Лето идет – гулять зовёт!» |
Математическое развитие Мультистудия «Я творю мир» Дидактическая система Ф. Фребеля LEGO-конструирование Робототехника |
Образовательная практика «Исследовательская среда» (2 неделя месяца)
№ |
Месяц |
Тема ОД |
Использование наборов и оборудования образовательных модулей ПМП «STEM- образование…» |
1 |
Ноябрь |
«Удивительный песок» |
Экспериментирование с живой и неживой природой Математическое развитие Мультистудия «Я творю мир» |
2 |
Декабрь |
«Вода, краски и Дары Фрёбеля» |
Экспериментирование с живой и неживой природой Дидактическая система Ф. Фребеля |
3 |
Январь |
«Воздух невидимка» |
Экспериментирование с живой и неживой природой Математическое развитие |
4 |
Февраль |
«Волшебство через стеклышко» |
Экспериментирование с живой и неживой природой |
5 |
Март |
«Извержение вулкана» |
Экспериментирование с живой и неживой природой |
6 |
Апрель |
«Солнечные зайчики» |
Экспериментирование с живой и неживой природой |
7 |
Май |
«Два магнита» |
Экспериментирование с живой и неживой природой |
Образовательная практика «Познавательный четверг» (3 неделя месяца)
Примерные темы для данной образовательной практики были определены с учётом календарного плана воспитательной работы МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 218» для детей старшего дошкольного возраста.
№ |
Месяц |
Тема ОД |
Использование наборов и оборудования образовательных модулей ПМП «STEM- образование…» |
1 |
Ноябрь |
«Россия – Родина моя» |
Математическое развитие Мультистудия «Я творю мир» LEGO-конструирование Робототехника |
2 |
Декабрь |
«Новый год у ворот!» |
Экспериментирование с живой и неживой природой Мультистудия «Я творю мир» LEGO-конструирование Робототехника Математическое развитие |
3 |
Январь |
«Рождество на Кубани» |
Экспериментирование с живой и неживой природой Мультистудия «Я творю мир» LEGO-конструирование Робототехника Математическое развитие |
4 |
Февраль |
«Есть такая профессия- Родину защищать!» |
Мультистудия «Я творю мир» LEGO-конструирование Робототехника Математическое развитие |
5 |
Март |
«8 марта-международный женский день» |
Мультистудия «Я творю мир» LEGO-конструирование Робототехника Математическое развитие |
6 |
Апрель |
«Через тернии к звёздам» |
Экспериментирование с живой и неживой природой Мультистудия «Я творю мир» LEGO-конструирование Робототехника Математическое развитие |
7 |
Май |
«Миру – мир, нет войне!» |
Мультистудия «Я творю мир» LEGO-конструирование Робототехника Математическое развитие |
Средняя группа. Сказка "Колобок".
Сказка "Теремок"
Сказка про Ёлочку.
Старшая группа